Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЕКСАНДР
1, С. 493 опубликовано: 5 декабря 2007г.


АЛЕКСАНДР

Александр (Головин), еп. Калужский
Александр (Головин), еп. Калужский

Александр (Головин), еп. Калужский
(Головин Александр; 25.08.1844, дер. Мясоедово Крапивенского у. Тульской губ.- 4.02.1916, Новоиерусалимский мон-рь), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье священника. В 1866 г. окончил Тульскую ДС. 5 июня 1866 г. рукоположен во священника к храму в с. Петровском (Нарышкино) Тульской епархии. Служил законоучителем в местном народном уч-ще. В 1880 г. переведен в Успенский храм Тулы. В 1883 г. член Комитета для распространения в народе знаний религиозно-нравственного содержания, с 1887 г. постоянный член Тульского епархиального братства во имя Иоанна Предтечи, с 17 сент. 1888 г. член и казначей Тульского попечительства о бедных духовного звания. В 1889 г. награжден камилавкой. 27 нояб. 1890 г. принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге и назначен помощником лаврского духовника и экзаменатором ставленников, а вскоре - духовником лавры. В 1892 г. А. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью канд. богословия. Награжден наперсным крестом.

В 1896 г., во время отражения Абиссинией (совр. Эфиопия) военной интервенции Италии, А. находился в Абиссинии в качестве духовника санитарного отряда Российского Красного Креста. Негус (имп.) Абиссинии Менелик II пожаловал А. орден Печати Соломона 2-й степени. По возвращении в 1897 г. в Россию А. был награжден орденом св. Анны 2-й степени. Находясь в Абиссинии, приобрел для СПбДА значительное собрание эфиоп. богослужебных книг и рукописей, впервые привез в Россию табот - антиминс, употребляемый в Эфиопской Церкви.

В 1897 г. А. был назначен настоятелем Макариевского калязинского муж. мон-ря с возведением в сан архимандрита. Современники и позднейшие исследователи отмечали кротость и молитвенность пастыря. «Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих - вот что всегда было главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был, когда служил приходским священником... таким остался и на архиерейских кафедрах» (Мануил. Ч. 1. С. 60).

Указом Святейшего Синода от 15 дек. 1898 г. А. был вызван в С.-Петербург на чреду служения и проповеди. 17 мая 1899 г. определением Святейшего Синода он был назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Проявил особую заботу о своевременном пополнении состава членов миссии клириками, назначавшимися из братии российских мон-рей на двухгодичное послушание в Св. земле. Успешно продолжил труды своих предшественников по благоустроению зданий миссии, способствовал развитию паломничества. С его участием в 1900 г. было впервые осуществлено паломничество в Св. землю группы профессоров и студентов МДА во главе с ее ректором еп. Волоколамским Арсением (Стадницким). Большую и постоянную помощь А. оказывал деятельности в Св. земле Палестинского правосл. об-ва, совет к-рого в 1900 г. избрал его своим пожизненным действительным членом. 7 марта 1903 г. в Палестине произошло сильное землетрясение, его последствия серьезно сказались на владениях миссии на Елеоне, в Иерихоне и Горнем, и А. без промедления организовал восстановительные работы. Иерусалимский Патриарх Дамиан наградил А. золотым крестом с частицей Животворящего Креста Господня.

22 февр. 1903 г. указом Святейшего Синода А. был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. 27 июля 1903 г. в кафедральном соборе Твери состоялась хиротония А., возглавленная архиеп. Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным). 31 окт. 1908 г. А. был назначен на Орловскую и Севскую кафедру, 31 дек. 1910 г. переведен на Калужскую и Боровскую кафедру. Архипастырская деятельность А. всегда была направлена к созиданию мира церковного. Он стремился пробудить в пастырях дух ревности к своему служению, зажечь в них пламя чистой веры в свое призвание; воодушевлял их к проповедничеству, к устроению религиозно-нравственных чтений и внебогослужебных собеседований. Предметом его особой заботы были вдовы и сироты духовных семей.

25 июня 1912 г. А. по состоянию здоровья был уволен на покой с оставлением в должности настоятеля Новоиерусалимского муж. мон-ря. Прибыв в обитель, находившуюся в те годы в плачевном состоянии, А. сразу же приступил к трудам по ее благоустройству, однако вступление России 19 июля 1914 г. в первую мировую войну сделало невозможным осуществление его планов. Спустя 2 года А. скончался от тяжелой формы артериосклероза и был погребен в летнем храме мон-ря, в приделе св. Марии Магдалины.

Лит.: Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Т. 2. С. 473-506. Л., 1959 (Машинопись); Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 59-63.
А. С. Буевский
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Русская Духовная миссия на Святой Земле Александр (Головин Александр; 1844-1916), епископ Калужский и Боровский
См.также:
ЕЛИСЕЙ (Ганаба Илья Владимирович; род. 1962), архиеп. Гаагский и Нидерландский
ПОРФИРИЙ (Успенский Константин Александрович; 1804-1885), еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии, начальник первой Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ), путешественник, историк, церковный дипломат, востоковед, археограф, коллекционер
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский